Ремонт турбокомпрессоров

Хотя турбокомпрессор и является "слабым" агрегатом двигателя, все-равно его ресурс равен ресурсу двигателя. Отказ турбокомпрессора - это следствие неправильной эксплуатации. Турбина не прощает небрежностей, поэтому при дефектовке турбины одна из основных задач - определить причину отказа турбокомпрессора . Почти всегда это удаётся сделать.

Турбокомпрессор относится к таким агрегатам, в которых нельзя заменить какой либо один элемент (кольцо уплотнения, втулку, и т.д.) Износ, какого либо элемента турбины свидетельствует об износе остальных. Любой профессиональный сервис турбокомпрессоров, не задумываясь, выбраковывает все детали, оставляя только ротор, корпус подшипника, улитки турбины и компрессора.

Турбокомпрессор нельзя разобрать, поставив метки на всех деталях, и потом аккуратно собрать. В ремонтном производстве все операции происходят с ротором, отбалансированным на заводе изготовителе, поэтому кажется, что при ремонте балансировать его не надо. Это не так - при разборке-сборке турбокомпрессора и операциях связанных с восстановлением вала и деталей ротора всегда(!) вносится дисбаланс. Даже новый турбокомпрессор нельзя разобрать, а потом собрать, не проделав комплекс работ.

При ремонте турбокомпрессора следует навсегда запомнить важнейшую аксиому, без балансировочного оборудования, заниматься ремонтом смысла не имеет! Ротор турбокомпрессора балансируется в несколько приемов, сначала вал с колесом турбины, затем ротор в сборе и, в конце - средний корпус в сборе.

Ремонт турбин условно можно разделить на несколько видов:

1. Путем замены изношенных деталей на новые. Назовем его "ЕВРОРЕМОНТ" (широко используется в Европе).
Происходит замена изношенных деталей турбины на новые (оригинальные). Новые заводские детали поставляются только в стандартном размере.

ремонтный комплект турбины

Например: произошел износ поверхности вала турбины на 0,005 мм - вал подлежит замене и т.д. При таком подходе к ремонту наиболее "живучими" оказываются улитки турбокомпрессора.
Такой ремонт выполняется быстрее всего (при наличии всех необходимых запчастей). Есть только одно НО: цена капитального ремонта составляет примерно 50-80% от стоимости нового турбокомпрессора, а в некоторых случаях даже выше стоимости нового. И, что совсем не маловажно, требует крупных капиталовложений в склад запчастей.

2. Путем замены деталей на новые и восстановления изношенных деталей и/или изготовления и замены деталей ремонтного размера, а именно подшипников скольжения гидродинамического подпятника узлов динамических лабиринтных уплотнений, ротора, корпуса, улиток, Он выполняется, при некритичном износе ротора турбины и корпусных деталей турбокомпрессора.
При сохранении целостности ротора турбины, последний шлифуется в ремонтный размер с допуском по несоосности 0,002 мм. Корпус подвергается расточке, и изготавливаются новые детали ремонтного размера. Это позволяет сохранить самые дорогие детали: ротор, корпус. Для этого существуют специальные технологические приемы восстановительного ремонта, обеспечивающие сохранение ресурса турбокомпрессора.
Следует особо отметить, что при изготовлении новых деталей нестандартного размера в особенности узла гидродинамического подпятника и лабиринтных уплотнений, поле допуска рабочих поверхностей в готовом изделии составляет 5 мкм, такие требования, можно исполнить только лишь на специальном оборудовании и при наличии соответствующих навыков у персонала, выполняющего ремонт турбины.

3. Замена сердечника в сборе.

В этом случае от ремонтируемой турбины остаются только улитки турбины и компрессора, клапан сброса давления и крепёж. В результате получается практически новая турбина.

сердечник турбины

Цена сердечника почти всегда ниже стоимости новой турбины.

Особенности замены сердечника (картриджа).

1. Монтаж сердечника производить, только полностью демонтировав турбокомпрессор с двигателя.
2. Уделить особое внимание посадочному месту сердечника в горячую улитку. Его следует хорошо вычистить, а лучше пропескоструить от нагара и ржавчины. Сердечник должен входить легко, без перекосов во избежание малейших нагрузок на ротор.
3. Обязательно необходимо после монтажа сердечника проверить тарировку предохранительного клапана (Actuator) .
4. Для некоторых турбин класса К-03, К-04 - задняя крышка компрессорной улитки состоит из двух частей. Передняя часть задаёт положение уплотнительного кольца, поэтому её нельзя проворачивать (даже случайно).